В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет решения следующих задач:
• организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
• разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
• организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
• улучшить материально-техническую базу;
• внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
• развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
• развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
• внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства:
• выявление и устранение потерь;
• стандартизация;
• организация рабочего пространства (5S);
• визуализация;
• канбан (доска задач);
• кайдзен (создание непрерывного потока ценностей, непрерывное улучшение);
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСТ Р 56020-2020 Основные положения и словарь
ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
ГОСТ Р 56406 – 2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты
ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
ЛИТЕРАТУРА
Рон Перейра Руководство по бережливому производству.
Т.И. Леженкина Научная организация труда персонала
Д. Манн Бережливое управление бережливым производством
Майкл Вейдер Инструменты бережливого производства.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАОУ «СОШ №6 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Тиражирование проекта
«Оптимизация процесса построения маршрута индивидуального развития обучающихся 8-11 классов по профессиональной ориентации школьников» в общеобразовательных организациях города Челябинска
- Карта проекта
- Производственный анализ и чек-лист
- Презентация с итогами проекта
- Ссылка на методические рекомендации
https://42mou-chelyabinsk.educhel.ru/activity/innovate/doc/16312